Как детям общаться с незнакомцами23 Августа 2016 в 09:07
Всем привет! Меня всегда очень волновал вопрос безопасности сына, потому что он,
видимо, считая себя самостоятельным часто убегает далеко от меня (мужа, бабушки и т.д.)
на прогулке или в большом магазине. Объясняла ему, что делать так нельзя, что
чужие взрослые могут украсть, обидеть. Но пока не удалось добиться желаемого результата.
И вот мне по рассылке пришло такое письмо. Очень грамотное, на мой взгляд.
Может быть кому-то тоже пригодится.
Привожу текст письма от Ирины Догополовой.
Наверняка вы хотите, чтобы ваши дети были уверенными и осторожными, чтобы они разумно вели себя в потенциально опасных для них ситуациях. Хочу поделиться с вами обстоятельной статьёй про детскую безопасность. Статья ориентирована прежде всего на детей-школьников, но я думаю, актуальна и для родителей малышей. Советую прочитать её, даже если вашему ребёнку 2-3 года и он пока никуда не ходит один.
4 шага по прекращению
беседы
Задавая ребенку наводящие вопросы,
можно выяснить, какие ситуации общения с незнакомцами для
него представляются опасными, какие - не очень, а какие -
совсем безопасными. Например, безопасной покажется для
него беседа с женщиной, если разговор происходит в
большой школе или детском садике. Ребенок примет ее за
учительницу или воспитательницу, поскольку всех
paбoтников школы или садика он не знает, а преподаватель
или воспитатель должен выглядеть именно так. Для того
чтобы незнакомец не смог «заговорить ребенка» или
обмануть его, порядок разговора должен быть отpaбoтан и
отрепетирован.
Эти четыре пункта: оценка, дистанция,
прерывание разговора, уход в безопасное место - должны
быть отpaбoтаны в разных вариациях на практике.
Незнакомый мужчина:
Симпатичная девушка 18-ти лет: И так далее. Ребенок должен сообразить, что пора покидать место разговора, как только незнакомец(ка) произнесет слова, выделенные подчёркиванием. А еще лучше - сразу после начала беседы. Просто ребенок не может обычно сообразить мгновенно, и незнакомец успевает сказать часть речи. Тренируйтесь со своими детьми, и тогда они уверенно будут вовремя обнаруживать незнакомцев, держать дистанцию, принимать решение о прекращении общения на 5-10-ой секунде и стремительно покидать место происшествия.
Беседа ребенка с незнакомцем:
варианты пресечения разговора
Получается, что в число незнакомцев
попадают и незнакомый родителям одноклассник ребенка, и
мамина подруга, которую ребенок даже видел несколько раз,
но не был ей представлен. Чтобы человек перешел в
категорию знакомых, с ним должны быть знакомы и родители
ребенка, и сам ребенок. Крайне важно, чтобы это
знакомство происходило в присутствии «всех
заинтересованных сторон». Это и неловкость оттого, что чего-то не знаете и не можете ему помочь (найти улицу, магазин и т.п.), и трудность ведения беседы с агрессивно ведущим себя человеком, и жалость к людям, попавшим в беду (или умело создающим такое впечатление). Нам неудобно прервать ненужный нам разговор, трудно сказать: «Спасибо, мне надо идти». В итоге вы же еще и извиняетесь, хотя РАЗГОВОР ЗАТЕЯЛ НЕЗНАКОМЕЦ, он и должен извиняться, что потревожил вас, отнял ваше время и т.д.
Если уж взрослые с трудом прекращают
ненужную им беседу, что же говорить о детях? Они, как и
вы, считают, что невежливо перебивать взрослого,
уважаемого (по идее) человека, поэтому сначала ждут
окончания обращенной к ним фразы, а потом пытаются
извиниться и уклониться от беседы. Первая фраза длится
секунд 10. В течение этого времени незнакомец может
быстро подойти к ожидающему окончания фразы вежливому
ребенку и попытаться его схватить.
Эта информация из новостных лент
показывает нам одну из проблем сегодняшнего дня: «Должен
ли ребенок помогать незнакомым людям?». Мое мнение
таково. Ребенок НЕ ДОЛЖЕН помогать незнакомцам, НО МОЖЕТ
это сделать, максимально соблюдая осторожность и
предварительно обеспечив СОБСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ. Об этом мы уже говорили. Отойдя на достаточное расстояние (4-5 метров), ребенок МОЖЕТ помочь незнакомому человеку, махнув рукой в нужную сторону и крикнув: «Идите по этой улице до светофора, а потом поверните направо». Можно также посоветовать спросить дорогу у продавщицы киоска или у людей на автобусной остановке. Сказав это, ребенок должен продолжать свое движение от незнакомца, пока не сможет убедиться в своей полной безопасности. После этого необходимо сообщить родителям или опекающим ребенка взрослым (учителям, воспитателям) о происшедшем.
Еще раз отмечу, что он может помочь,
но не должен. Даже если он просто молча уйдет, это должно
быть впоследствии отмечено родителями как правильный
поступок. Взрослый должен искать помощи у взрослого. Его
обращение за помощью к ребенку должно выглядеть
непонятным и подозрительным. Поэтому родители, считаю,
обязаны объяснить ребенку все эти установки и проверить,
как он их усвоил. Важно! Почему бы им не проводить его до автобусной остановки? Есть и такой вариант, но я бы его не рекомендовал. Возможно, этот мальчик потерялся, а может, пытается провести по нужному маршруту каких-нибудь неосторожных детей, причем он прекрасно знает, где эта остановка, на полпути к которой стоят его взрослые сообщники.
Предложенный сценарий развития события
кажется вам невероятным? Мне представляется это вполне
возможным. Выяснять это, думаю, нет необходимости. Что же
делать, если к школьнику обращается за помощью совсем
маленький ребенок? Просит, скажем, достать мяч,
укатившийся в подвал; или же торопит помочь его сестре, к
которой пристали хулиганы.
Что же делать? Следуя предложенной
выше схеме, необходимо сначала обеспечить собственную
безопасность, а потом уже понять, как можно (и нужно ли)
помочь малышу. В подвал идти, конечно же, нельзя. Бежать
драться с хулиганами - тоже нерезонно. Самый оптимальный
вариант - сообщить родителям или опекающим ребенка
взрослым (учителям, воспитателям) о происшедшем и
действовать по их указаниям. *** (И.Д.) Если позволите, вставлю комментарий от себя. Я всё никак не могла для себя решить, как же так, надо научить ребёнка отказывать в помощи? Что же, никакой старушке не помочь? И тoлько ceйчас до меня дошло. Любой взрослый может решить свои проблемы сам! И уж в последнюю очередь мне самой, например, в подобной ситуации придёт в голову просить о помощи ребёнка. Я подойду ко взрослому, к женщине, мужчине, и спрошу дорогу/время или попрошу достать/поднять/помочь. Правда ведь? Даже если человек действительно просил помощи, он взрослый, он способен самостоятельно решить свою проблему, обратится к кому-нибудь ещё. Либо, если действительно вокруг никого больше нет, сам взрослый просит ребёнка "позови взрослого который сможет помочь". Например, если это где-то рядом со школой, можно попросить, чтобы ребёнок позвал учительницу, охранника, медсестру. В какой-то момент ребёнок станет взрослым и будет способен сам решить, помочь или отказать. И тогда он будет способен постоять за себя, если вдруг "что-то пошло не так". А пока 10-летка ездит один две остановки от дома в школу, думаю, мир добрых людей может обойтись и без его помощи. И ребёнок вправе об этом знать. Эта информация пригодится прежде всего родителям школьников, а про безопасность дошкольников будет другой материал. Пока я готовила эту рассылку, мне удалось узнать, что педагог и психолог, ведущая проектов на Danilova.ru Елена Каминская, ведёт для детей-дошкольников очные занятия по безопасности! И мы с ней договорились, что она поделится своим опытом.
Всего доброго! |
Для корректного отображения сначала введите текст, а потом поставьте смайлики.