Тип сообщества:
Это открытое сообщество.
В него может вступить любой желающий.
Администратор:
Тоcя К.

Авторизация на сайте

Адаптация ребёнка к детскому саду
18 Февраля 2012 в 18:02

Проблема детского сада - хорошо это или плохо, отдавать или не отдавать - рано или поздно возникает в семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Детский сад - это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.

Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. В этом мы неоднократно убеждались, консультируя родителей и детей по поводу адаптации к детскому саду.
Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних.

Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым
сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам.

Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает анализ случаев консультативной практики - дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации.

Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.
Адаптация (от лат. - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.

На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико - психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). В этой работе выделяются следующие направления:
• подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему;
• организация жизнедеятельности детей в период адаптации;
• контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.

Психологическая готовность ребенка к ДОУ - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему.

Как определено научными исследованиями самый оптимальный возраст для адаптации в ДОУ - 6 месяцев, пока у ребенка еще не выработался стереотип на домашние условия. А самая критическая ситуация для адаптации - это возраст от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным ( адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Ребенок в период адаптации - живая стрессовая модель.
выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

В ходе комплексного исследования , проведенными учеными в разных странах выделено три фазы адаптационного процесса:
1. острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2. подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
3. фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды.

Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ.

К основным критериям адаптации относятся:
• поведенческие реакции;
• уровень нервно - психического развития;
• заболеваемость и течение болезни;
• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

1. легкая адаптация:
-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
-аппетита (норма по истечении 10 дней);
-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, - стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.

Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой.

Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:
-отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,
-наличие у ребенка своеобразных привычек,
-неумение занять себя игрушкой,
-отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,
-отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Рассмотрим факторы, влияющие на адаптацию это:
- возраст ребенка;
- состояние здоровья;
- уровень развития;
- характеристика нервной системы;
- умение общаться с взрослыми и сверстниками;
- сформированность предметной и игровой деятельности;
- приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

I этап - подготовительный.

Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа - сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления.
Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в ДОУ, наступает следующий этап - в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.

II этап - основной.

Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.
Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.

III этап - заключительный.

Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь - сон.
Меры, облегчающие адаптацию.
Необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детское учреждение.
Для родителей;

1. Провести первое знакомство родителей и ребенка с ДОУ:
- прийти на детский праздник;
- проконсультироваться у психолога;
-посетить занятия;
-пройти с экскурсией по ДОУ;
-посетить «День открытых дверей».
2. Приходя в детский сад, желательно познакомится с группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там.
3. В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения и т.п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям. На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя о «особых» привычках ребенка, если таковые имеются.
4. Необходимо тренировать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.
5. Нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в ДОУ.
6. Готовится к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением ДОУ, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка.
7. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы.
8. Рекомендуется укороченный день. Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный период (этот этап самый рациональный), когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами.
9. Первые несколько дней (приблизительно неделя, иногда до трех недель) желательно присутствие родителей в группе, на прогулке вместе с ребенком, т.к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Мама может помочь мне одеть других детей, принять участие в игре, участвовать в процессе кормления своего дитя, других ранимых малышей. В это время (период адаптации) пребывание ребенка в детском саду укорочено. Игры и игрушки вызывают у ребенка острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучиться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается за эмоциональной «подпиткой». Здесь советуем маме отпускать малыша, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень не долговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх со мной, другими детьми и чужими мамами.
10. Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом.
11. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим .
12. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.
Для воспитателя:
1. Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнают следующую информацию:
-какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.п.
-как называют ребенка дома
-чем больше всего любит заниматься ребенок
-какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей.
2. Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике.
3. Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным
4. Уточнить правила в общении с родителями:
-детский сад - это открытая система, в любое время родители могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;
-родители могут забирать ребенка в удобное для них время;
- и т.д.
5. Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу.
6. Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в ДОУ. В период адаптации и после него категорически запрещается переводы детей в другие группы.
7. На период адаптации по возможности необходим щадящий режим.
8. приближенность режима детского сада к домашнему режиму.
9. Важно помнить о том, что ребенок должен получать удовольствие от общения с взрослыми и сверстниками.
10. Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или медико-педагогических советах.

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ - важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Комментарии (31)

Анна Бибишева 18 Февраля 2012 в 18:04

Как было бы хорошо, если бы такие рекомендации выполнялись в наших детских садах грусть

Инкогнито Инкогнито 18 Февраля 2012 в 18:23

Ого. Ань, сейчас не осилю. По позже почитаю, когда котелок соображать будет.
Могу пока только по концовке сказать. По тому что для воспитателей. В основной массе - утопия. По крайней мере в России в настоящее время.

Анна Бибишева 18 Февраля 2012 в 18:24

Согласна на 100%. Это идеальная ситуация, где воспитатели ещё и психологи и осознают последствия каждого своего действия улыбка

Инкогнито Инкогнито 18 Февраля 2012 в 18:38

Именно. А у нас нет такого количества квалифицированных работников. Плюс необходимо и условия для этого создать соответствующие - это и з/пл, и количество детей в группе, и помещение, и уважительное отношение к работником со стороны родителей. Много нюансов. Но в нашей стране даже перечисленные не выполняются.

Людмила Шевцова 18 Февраля 2012 в 18:27

хорошо бы если бы на самом деле дело обстояло именно так,а пока-это утопия

Анна Бибишева 18 Февраля 2012 в 18:28

Да, согласна, это скорее из разряда частных случаев, а не правил... Потому и грустно слёзы

Инкогнито Инкогнито 18 Февраля 2012 в 20:21

Такс. Осилила. Ну что,у меян по прежнему претензии к последней части. И я не согласна с тем, что, если дома режим не приближен к садиковскому, то адаптация будет тяжелой. Нет, конечно ребенку будет гораздо легче, если режимы будут похожи. но если нет, тяжелая адаптация не обязательна. (сужу по Нюшке стеснение, ну это скорее исключение)
Судя по этой статье у Нюшки была легкая адаптация (на мой взгляд наилегчайшая), а у Леськи средняя. При этом первые и вторые пункты у нас вообще не нарушались (у обеих). Капризы были только у Леськи. Общительность и двигательная активность так же не менялись. А заболевания - Леська сразу сопли подхватила. Но на этом все и закончилось. А вот Нюшка ушла в затяжные болезни.

Анна Бибишева 19 Февраля 2012 в 08:50

Могу сказать, что тебе крупно повезло... даже не знаю с чем больше: с садом, с воспитателями или с дочерьми смех

Инкогнито Инкогнито 19 Февраля 2012 в 13:33

Я думаю тут все в купе смех

Инкогнито Инкогнито 19 Февраля 2012 в 13:34

В случае с Нюткой - однозначно с ней мне повезло. В случае с Леськой - с воспитателями.

Ксения Малахова 18 Февраля 2012 в 22:51

Почитала и еще раз убедилась, что все прописные нормативы чаще всего остаются на бумагах и в жизни применяются очень редко грусть

Анна Бибишева 19 Февраля 2012 в 08:50

К сожалению тошнота

Ксения Долгова 19 Февраля 2012 в 20:39

Я сама воспитателем буду работать потом. Постараюсь Алису в свой сад устроить. По крайней мере хорошо буду знать ее воспитателей.

Анна Бибишева 20 Февраля 2012 в 06:19

Я тоже воспитатель, но за 3 года состав сада почти весь изменился, так что я уже никого и не знаю. Так что придётся полагаться на методиста и на себя - уже сейчас начинаю готовить сына к саду, хотя пойдём только в сентябре...

Ксения Долгова 20 Февраля 2012 в 14:35

Ну там познакомиться уже не проблема будет улыбка

Анна Бибишева 20 Февраля 2012 в 17:30

Да вот что-то не уверена грусть У нас такая система в саду, что педагоги почти не контактируют друг с другом - только на планёрках и по праздникам. А так как праздники явление редкое, то узнать кого-то ближе - почти невероятно слёзы

Ксения Долгова 20 Февраля 2012 в 19:08

у нас маленькая территория возле сада, мы на прогулках вилимся

Анна Бибишева 21 Февраля 2012 в 08:04

Так мы тоже видимся, но болтать то запрещено. Да и не поболтаешь, так как за детьми глаз да глаз смех

Ксения Долгова 21 Февраля 2012 в 18:05

ну это само собой разумеется. но есть время вечером, когда остается парочка детей, которые в песочнице играют.

Юлия Щукина 20 Февраля 2012 в 09:31

Да..., и что ж у нас в садах получается фиг знает как ребенка приучить к этому самому саду...Вообще сейчас почему то мне очень тяжело думать, как мы снова пойдем в сад, говорю ей, что там ребятки и что там весело, она вроде готова пойти, а потом вспоминает, как она плакала осенью и говорит "не пойду" как мне справится с этим, пока ума не приложу... грусть

Анна Бибишева 20 Февраля 2012 в 11:18

Закреплять позитивный рефлекс. С психологом не советовались по этому вопросу?
Не знаю, я вот наслушавшись всяких страшилок об адаптации детишек к саду, приму все возможные меры чтобы он не получил сразу же отрицательный опыт. Поэтому и планирую летом отдать в частный сад при детской студии развития. Я там в педагогах на 90% уверена, и к тому же там только с 8.00 до 13.00 дети находятся. А мне это и надо - просто приучить оставаться с чужими людьми, без меня и научить коллективной игре.

Юлия Щукина 20 Февраля 2012 в 11:39

да, это правильно конечно, но частный нам не по карману...но мы сейчас занимаемся переводом в сад около дома, хочу водить ее туда только чтобы пообщалась с детьми - до обеда, на сон она все равно не останется, ее уложить кроме меня никто не может, зачем ей лишний стресс

Анна Бибишева 20 Февраля 2012 в 13:50

Вот и правильно! дружба
Нам частный тоже особо не по кармну, но я решила, что уж 1200 р. в неделю и всего то на 3 месяца мы найдём. Уж лучше себе в чём-то откажу, чем его психикой потом поплачусь грусть

Юлия Щукина 20 Февраля 2012 в 13:54

1200 в неделю - еще неплохо, у нас только частных близко вообще нет, мне рожать в июле, как раз с малякой далеко не уедешь, чтобы дочу отвезти-привезти, будем пытаться попасть в сад, о котором я мечтаю, и который рядом с домом, там говорят очень хорошо улыбка Вам хорошей подготовки к садику улыбка

Анна Бибишева 20 Февраля 2012 в 17:27

О, и мне в июле улыбка

Юлия Щукина 21 Февраля 2012 в 08:55

дружба

Юлия Щукина 21 Февраля 2012 в 08:56

у меня тоже 19-я неделя оказывается улыбка Вам когда ПДР поставили? мне 20 июля

Анна Бибишева 21 Февраля 2012 в 08:57

15-21.07. У меня по УЗИ и по месячным разные сроки почему-то...

Марина Кисткина 20 Февраля 2012 в 21:43

нам через годик в садик)))

Надежда Номоконова 21 Февраля 2012 в 12:52

добавила в закладки, изучать буду по частям, а то начала читать и запуталась, спасибо за инфу

Анна Бибишева 22 Февраля 2012 в 06:31

Да, когда ребром вопрос встанет, тогда сразу и силы появятся, и мозг заработает смех