Тип сообщества:
Это открытое сообщество.
В него может вступить любой желающий.
Администратор:
Кристина Кирсс

Авторизация на сайте

9 месяц
23 Декабря 2009 в 17:00

9 месяц


Что умеет ребенок? 
превращает лепет в звуковые серенады; 
показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место; 
сует пальчики во все дырочки; 
умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину; 
может листать толстые страницы картонной книжки; 
самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает; 
встает без опоры; 
ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки. 

Ребенок в 9 месяцев все время повторяет слоги, перебирая гласные и согласные, аукает, вскрикивает, временами заливается смехом. И на своем собственном языке комментирует происходящее вокруг. Некоторые младенцы «привязывают» слоги к маме с папой ( ма-ма-ма-ам ) и к любимым игрушкам ( зя-зя-зя – зайчик и т.п. ).

Эмоции ребенка с каждым днем все богаче. Чаще всего кроха удивлен или рад, чем-то заинтересован, но временами не скрывает гнев, отвращение, печаль, страх. Он может быть плаксивым, обиженным, боязливым, особенно, если мама постоянно на взводе, а, в общем, уравновешен, спокоен и доставляет минимум хлопот.

Малыш ярко проявляет недовольство, направленное на ваши конкретные действия: например, карапузу может не нравиться, когда вы вытираете ему носик или стрижете ногти. Он будет отворачиваться, отталкивать вашу руку, протестующе мычать и вертеть головой.

Не игнорируйте эти «уловки» и не ругайте за них сына или дочку. Задумайтесь: возможно, что-то в ваших действиях причиняет крохе боль, и это следует исправить. Если же действие необходимо продолжать, примите негативные эмоции любимого чада, скажите, что понимаете, что ему больно, неприятно, что он не хочет, но ничего не поделаешь – надо.

Кстати, обращайте особое внимание на действительную необходимость манипуляций, особенно медицинских, вызывающих у малыша негативную реакцию. Например, укрепляющий массаж вы можете делать сами ( при отсутствии у ребенка серьезного заболевания ), если карапуз не нашел «общего языка» с медсестрой. Как показывает практика, негативные эмоции зачастую сводят на «нет» всю пользу от таких манипуляций.

Не оставляйте без внимания просьбы малыша, особенно когда он плачет. Оторвитесь от телефонного разговора, возьмите ребенка на руки, поцелуйте, обнимите, успокойте, а затем продолжите беседу.


Запоминаем и повторяем

Теперь ребенок внимательно следит за вашими действиями, запоминает их, может достать вещь, спрятанную на его глазах в карман. Хорошо помнит, где вы носите интересные для него предметы, и пытается их достать. Например, зная, что у бабушки на шее висит интересный медальон, будет карабкаться к ней на колени и тянуть за цепочку. Или полезет в карман папиного пиджака за мобильником…

Малыш с удовольствием будет рвать и мять бумагу. Выделите ему старые газеты или журналы, попутно объяснив, что книги рвать ни в коем случае нельзя. Чтобы это не получилось «нечаянно», давайте крохе для самостоятельной игры и «чтения» только толстые картонные книги. Тонкие страницы он не сможет переворачивать сам и порвет просто потому, что пальцы еще недостаточно послушны.

Для тренировки пальчиков, предложите ребенку пересыпать орехи, пуговицы, камушки, фасоль, постепенно переходя на более мелкие предметы. Учите пересыпать не только пальчиками, но и разными ложками, маленьким совочком.

Покажите крохе, как переливать воду из одного пластикового стаканчика в другой, зачерпывать воду ложкой из миски и наливать в чашечку. Все это будет развивать мелкую моторику и сослужит прекрасную службу в плане обучения самостоятельной еде.

В 9 месяцев ребенок уже может начинать учиться одеваться. Точнее, раздеваться. Научите его стаскивать носочек, снимать шапочку, вынимать руку из рукава расстегнутой кофточки или курточки. Просите протягивать вам нужную ручку или ножку, подставлять голову, сжимать ручку в кулачок, когда просовывает ее в рукав. Чем раньше вы научите этому малыша, тем легче ему будет в дальнейшем овладевать навыками самообслуживания.

Стоя или сидя в ванной, кроха может мыть личико и ручки. Девочки часто повторяют «подмывающие» движения мамы – похвалите юную чистюлю! Старайтесь, чтобы малыш «наравне со всеми» участвовал в делах семьи, чаще оказывался за общим столом – на вашем примере он будет учиться себя вести, общаться с другими людьми.


Знакомство с телом

Помогите крохе познакомиться со своим телом! Именно на это направлены приведенные ниже игры. Не забывайте, что от родителей малыш учится, как надо относиться к своему телу, его потребностям, позывам, сигналам. Если ребенка приучают уважать свое тело, слушать его, этот навык остается на всю жизнь.

Если же родители в угоду своим нуждам, страхам или привычкам дают малышу понять, что его тело «глупое» и «неправильное» ( посредством насильственного кормления, навязывания своего ритма и распорядка дня, несвоевременными высаживаниями на горшок, купаниями, запретами на активное движение и т.п. ), ребенка ожидают сложности в построении дальнейших гармоничных отношений с самим собой.

Играя с малышом, важно, чтобы ему было интересно. Основное условие формирования этого интереса – эмоциональная вовлеченность мамы, ей должно быть смешно и весело. Ведь игра – не нудная обязанность!
Дарики-комарики 
Дарики-дарики, 
Ай да комарики! ( хлопаем в ладоши ), 
ЗЗЗЗЗ ( логопедическое проговаривание звука З! ) 
Вились-вились, ( пальчики сложены в щепотки, производим круговые движения кистями ) 
Крошке в носик ( можно называть любые части тела ) 
Вдруг вцепились. 

Когда малыш подрос и научился хорошо бегать – особенно если он непоседа – эту игру можно превратить в салки-догонялки: комарики догоняют и кусают ребенка.
Хлопотушки 
Хлопотушки - хлопотушки, ( хлопаем в ладоши ) 
Закрывай скорее ушки ( глазки, щечки, коленки и другие части тела, которые вы сейчас «учите» ) – закрываем уши ладошками. 

Пока ребенок маленький, не стоит называть больше 3-4 за одну игру. Если малыш хочет продолжения игры, повторяйте те же самые, но в другой последовательности. А в другой раз прибавьте еще что-то одно.
Игра-будилка ( засыпалка ) на знакомство с частями лица и головы 
С добрым утром глазки, 
Вы проснулись? 
С добрым утром носик, 
Ты проснулся? – и далее все части, которые вы «учите». 
С добрым утром, ( имя ребенка ) 
Ты проснулся! 
Доброй ночи, глазки, 
Засыпайте! и т.д. 
Доброй ночи, ( имя ребенка ) 
Засыпай-ка! 


Лепим и рисуем

С 9 месяцев можно начинать игры, которые затем перейдут в лепку, аппликацию, рисование. Покажите малышу, как можно возить мелками или фломастерами по большому листу бумаги. Окуная пальчики ребенка в специальные нетоксичные краски, дайте крохе возможность размазывать из по листу, куску ткани или собственному телу ( если вы беспокоитесь за чистоту своего дома, играйте с красками в ванной – и с кафеля, и с самого художника их можно будет сразу смыть теплым душем ).

Сделайте лепешку из любого теста или глины и, посадив карапуза себе на колени, втыкайте в нее фигурные макаронины, фасоль, орешки, камешки: малыш будет с удовольствием их выковыривать. Отвинчивать крышки, складывать в кастрюльку порезанные для супа овощи, поднимать с пола и складывать на стульчик или в специальную коробочку спички, зубочистки или фасолины, перебирать крупные пуговицы, бросать в корзиночку грецкие орехи или ватные шарики – все эти занятия прекрасно развивают пальчики и очень увлекают малышей, особенно если мама подает пример.
Стимуляция мозга



Главное умение, которое развивает малыш в этом триместре – ползание. Есть дети, которые ползают мало и неохотно, или предпочитают передвигаться не на четвереньках вперед, а боком, перекатываясь, на попке – подгребая руками… Если к таковым относится ваш кроха, переживать не стоит – любой из этих способов передвижения, равно как стояние и ходьба без ползания вообще – вполне нормальны.

А о ползании придется позаботиться отдельно – на втором году жизни, когда малыш сможет активно включаться в игры, предлагаемые взрослыми. Почему? Да потому, что ползание – идеальный стимулятор развития межполушарной координации мозга.

У малышей, которые плохо ползали, впоследствии могут быть проблемы с выполнением нескольких действий одновременно. Так же ползание великолепно развивает… бинокулярное зрение и является профилактикой близорукости. Поэтому если ваше чадо сразу потопало, непременно наверстайте упущенное позднее!


Ребенку семь месяцев
К семи месяцам ребенок может свободно сидеть прямо с опорой; перевернуться со спины на бок, если сбоку позвенеть погремушкой, которую кроха может достать при повороте. 
Хорошо ползает ( много и быстро, в разных направлениях ). Самостоятельно встает на колени и с поддержкой на ножки. 
Вы держите ребенка на коленях, сидя за столом. Если малыш еще не умеет сидеть, держите его стоящим на коленочках. Ребенок схватывает край стола и прочно удерживает его. Может подражательно хлопать руками по столу, перекладывать предметы на столе, бросать их на пол. Замечательное занятие, интересное и очень полезное – вкладывание одного предмета в другой, переливание, пересыпание. 
Вы стоите у детской кроватки и не выказываете никакого внимания, избегая встречи с малышом взглядом. Ребенок старается установить контакт: лепечет, ищет вас взглядом и т.п. 
Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить с ним в контакт. Реакция страха сменяется познавательным интересом. 
Возьмите кроху на руки и поворачивайтесь с ним вокруг яркой игрушки. Ребенок будет следить взглядом, поворачиваться за игрушкой. 
Ребенок лежит на животе. Вы закрываете его голову пеленкой. Оставаясь в том же положении, малыш освобождается от пеленки руками. 
Спросите у сына или дочки, где находится какой-либо предмет ( предмет должен постоянно находиться в определенном месте, и вы неоднократно называли его ). Ребенок будет искать и находить взглядом этот предмет, тянуться к нему ручками. 
По вашей просьбе малыш может показать нос, глаза и прочие части лица и тела другого человека или игрушки. 
Настойчиво тянется к предмету, который его интересует, а, добравшись до заветной цели, радуется. 
В лепете появляются звукосочетания типа: «дай-дай-дай», «та-та-та». Малыш научился хорошо различать «своих» и «чужих». При встрече с незнакомым человеком, который пытается взять его на руки, потрогать, ребенок начинает плакать или, по крайней мере, выражает неудовольствие. Ваша задача – не пугать чадо «букой», «бабой ягой», «чужим дядей», а объяснить, что мир состоит не только из мамы, в нем еще масса людей. И они могут быть очень интересны. 

При этом обязательно позволяйте малышу выражать негативные эмоции! Это очень важный момент психологического взросления и становления. Не раздражайтесь вместе с крохой, когда он плачет, недоволен, а спокойно комментируйте его чувства: «Я понимаю, сейчас ты недоволен, потому что хочешь еще побыть на площадке. Но, к сожалению, нам пора домой». Или «Ты расстроен, потому что Петя не разрешил взять его игрушку. У тебя есть своя, а Петя сам решает, кому и когда давать свои машинки» и т.д.

Помните, отрицательные эмоции также имеют право на существование, как и положительные. И наша «воспитательская» задача – не запрещать крохе их испытывать, а научить выражать социально приемлемым путем. Мы же не хотим, чтобы негатив нашел выход в аллергиях, астме, проблемах с желудком!


Ребенку восемь месяцев
В восемь месяцев ребенок может прямо сидеть в кроватке без помощи взрослого, менять местоположение – откатиться, отодвинуться и т.д. Сам садиться, ложится, встает, переступает у опоры. В положении «сидя с опорой» малыш может освободиться от пеленки, которой вы его накрыли. При этом кроха не падает, а продолжает сидеть. 
Применяя усилие, ребенок пытается отнять у взрослого или другого ребенка понравившуюся ему вещь. 
Если вы попытаетесь вытереть чаду нос, кроха будет отталкивать вашу руку. Также он учится протестовать и против других подобных «неприятных» действий. Если вы помещаете игрушку вне кроватки ( например рядом на стуле ), ребенок протягивает руку, трогает игрушку и захватывает ее. 
При организованной игре в прятки и «ку-ку» карапуз с интересом смотрит в направлении, где появляется лицо взрослого, и смехом приветствует его появление. Вы отбираете у ребенка игрушку и кладете ее в карман ( часть игрушки должна высовываться ). Малыш уверенно достает игрушку. 
Хватает вторую погремушку, не роняя при этом первую, и совершает движения двумя руками. 
Громко и четко произносит различные слоги. Визжит и гулит от удовольствия. Узнает и различает близких людей на фотографиях. 
Подолгу и разнообразно занимается игрушками, действует с ними, в зависимости от их свойств ( катает, вынимает, открывает, нажимает и др. ). 
По просьбе взрослого машет ручкой при прощании, хлопает в ладоши. 


Девять месяцев ребенку
В девять месяцев ребенок хорошо сидит без опоры, передвигается, ползет вперед за игрушкой. Поднимается в ответ на протянутые к нему руки, ходит, держась за опору, берет мелкие предметы двумя руками. 
Подражает в действиях другому ребенку, общается с помощью жестов. 
Если вы дадите малышу палочки, и покажите, как барабанить ими по столу, кроха будет подражать вашим действиям. Так же ему наверняка понравится ударять ложками друг о друга. 
Ребенок в девять месяцев хорошо играет в «ладушки», «дай ручку» и т.д., а на вопрос «где?» и просьбу «дай» легко отыскивает нужный предмет. 
Хорошо знает свое имя, откликается на него. Зная по имени близких людей, названия окружающих предметов, показывает на картинках изображения животных. 
Ярко проявляет положительные и отрицательные эмоции, довольство и недовольство. 
Выделяет и отдает предпочтение нравящейся ему деятельности. 
Девятый месяц – прекрасное время для начала рисования, лепки, музыкальных занятий, где от ребенка будут требовать простейшие, но самостоятельные действия. 

Девятый месяц – первая веха на пути к «обособлению» от мамы. В этом возрасте у малыша появляется заинтересованность другими людьми, он начинает чувствовать свои возможности в плане общения с ними, хотя бы пассивно – наблюдая за их деятельностью. Не даром психологи рекомендуют использовать это время для следующих важных «нововведений»:
отлучения от груди, если вы не собираетесь кормить до того момента, когда малыш просто забудет о «сисе» в 2-2,5 года; 
найма няни или введения в семью другого, доколе незнакомого малышу человека для постоянного ухода и общения с ребенком, если вы собираетесь выйти на работу; 
начала посещения группы раннего развития или клуба для мамочек с детьми; 

Не забывайте и о том, что прогулки в коляске по тенистым аллеям парка пора сменить на детскую площадку. Однако дозируйте общение с другими людьми в зависимости от индивидуальных особенностей сына или дочки.

Есть дети, для которых общение – важнее хлеба. Они великолепно чувствуют себя в толпе, рвутся к сверстникам и готовы бродить вокруг песочницы часами. А для некоторых предел – 3-4 человека, и устают они от общения буквально через полчаса, начиная капризничать.

Кстати, капризы в этом возрасте – вовсе не способ «поизмываться» над мамой, а сигнал о психологическом или физическом дискомфорте, прежде всего, об усталости. Ведь малыш еще не скоро научится сознательно управлять собственным расслаблением.