Секреты успешного собеседования. Эксклюзивное интервью КафеМам.18 Февраля 2010 в 00:14
Сегодня на вопросы КафеМам любезно согласилась ответить Мария Барановская, директор кадрового агентства «Банк-Стафф».
- Мария, расскажите, пожалуйста, как лучше подготовиться к собеседованию?
Прежде всего важен моральный аспект. Нужно настроиться на золотую середину между равнодушием к происходящему и нервным восприятием собеседования. То есть, легко, но серьезно.
Во-вторых, привести в порядок свои бумаги, которые могут попросить при собеседовании: CV, диплом, трудовую книжку, презентацию, паспорт, портфолио и т.д..
В-третьих, продумать ответы на такие возможные каверзные вопросы как: «Почему уволились с предыдущего места работы?», «Кто будет сидеть с детьми, если они заболеют?», «Почему хотите работать в нашей организации?» (тут надо обязательно заранее почитать информацию о компании, в которой должно пройти собеседование), «Почему так долго не трудоустраивались?» (если есть пробелы более 6 месяцев в резюме), и т.д.
- Как правильно написать CV?
Существуют стандартные формы написания резюме, их можно посмотреть на многих сайтах по трудоустройству (например, www.hh.ru). При создании резюме нужно обязательно указывать имя, год рождения, цель (желаемую должность), телефон, можно также указать желаемый оклад. Все это нужно для того, чтобы работодателю бросались в глаза так называемые «формальные признаки». Очень часто, не видя в резюме, скажем, возраст или желаемую должность, кадровики просто откладывают резюме «на потом», и работают с удобными CV. И уж конечно, не указав контактный телефон, можно просто не получить интересное предложение.
При описании опыта работы начинать надо всегда с последнего места работы. Да и вообще я бы советовала стараться придерживаться стандартных форм написания резюме исключительно ради блага соискателя.
Чего не стоит делать:
Не стоит писать трактаты на 10 страниц. Две страницы, ну три, - более чем достаточно для CV. Помните, что если стаж работы превышает 10 лет, работодателя интересуют именно последние годы работы, поэтому подробно стоит писать о 6-9 последних годах работы, а остальное просто упомянуть.
Не стоит уж очень подробно описывать свои хобби, внешность и характер. Достаточно кратко обрисовать свои сильные стороны (скажем, «высокая толерантность» или «приятная внешность», что очень важно для секретаря). Когда в резюме встречается фраза вроде «очаровательная блондинка», то сразу же пропадает серьезное отношение к кандидату.
Могу привести реальные выдержки из резюме, юмор которых оценит не каждый работодатель:
* В графе резюме «другие сведения о себе» как-то встретили такое: «Люблю шоколадные конфеты)). Не курю. Серьезно, не курю.... даже на праздниках..... И кальян тоже.... и с друзьями.... да - вообще не курю».
* Или (опять привожу дословную цитату из резюме): «Ключевые навыки и достижения: Взращиваю дитятко».
* «Дополнительные сведения: Никаких мобильников! (потребитель берегись своей персональной мозгорезки!)»
И еще, если к резюме прикрепляется фотография, то стоит отнестись к этому серьезно. В нашей практике встречались фото полупьяных, полуголых, сразу нескольких человек на одной фото (мол, «угадайте, где я»), и это все на достаточно серьезные должности.
Что касается проверки ошибок, думаю, тут и так все ясно: нужно обязательно проверять свои «труды».
- Что ценят работодатели, на что обращают особое внимание?
На собеседовании всегда обращают внимание на следующие моменты:
- Пунктуальность
- Внешний вид
- Общее впечатление от общения
- Мотивация
- Опыт работы
- Ключевые навыки и умения.
Это основное. Правда, очень часто работодатель, впечатлившись кандидатом, закрывает глаза на какие-то моменты, поэтому конечно же важно правильно уметь вести беседу, выделить свои достоинства, проявить энтузиазм и желание работать непосредственно в данной компании.
- Как кандидату правильно себя прорекламировать?
Прежде всего необходимо адекватно оценить свои способности и возможности, а то бывает так, что люди себя рекламируют, а на деле оказывается полный «ноль».
Работодателя интересуют конкретные вещи, которые, как правило, указываются в вакансии. Вот эти самые достоинства для работодателя и надо рекламировать. Скажем, если требуется умение руководить, то стоит привести примеры из личного опыта и рассказать о своем опыте руководства. Требуются определенные знания и навыки? Значит, надо обязательно на них указать. И обязательно расскажите работодателю о том, почему хочется получить должность именно в данной компании - проявите знания, так сказать, о предмете разговора.
- Как соискателю работы верно оценить себя на рынке труда?
К сожалению, очень часто встречаются недооцененные кандидаты. Например, кандидат имеет колоссальный опыт работы и багаж знаний, а претендует на неинтересную должность и маленькую зарплату (кстати, такие несоответствия очень настораживают работодателей). Наше агентство занимается такими «тяжелыми» случаями, то есть оказывает психологическую помощь и фактическую: выделяет важные моменты в резюме, оценивает кандидатов, акцентирует внимание на достоинствах и задает правильное направление в поиске работы. Мне сложно сказать, как оценить себя кандидату без чьей-то помощи. Разве что мониторить рынок труда, найти подобные своему резюме, посмотреть, чего хотят и ждут от жизни другие кандидаты. В общем, было бы желание, как говорится…
- Как не волноваться на собеседовании?
Принять валерьянки, только не передозировать! Шучу!
Да никак. Внушить себе, что жизнь не закончится ни во время собеседования, ни после него. Помнить, что для каждого кандидата найдется его местечко или МЕСТО рано или поздно.
- Во что лучше одеваться и как краситься при походе на собеседование?
Тут главное помнить, где именно проходит собеседование - в огромной нефтяной корпорации или в маленькой фирмочке по пошиву валенок. И еще, конечно, многое зависит от должности. Скажем, системному администратору можно многое простить, секретарю или главному бухгалтеру – нет. Лично я и мои сотрудники достаточно демократичны в подходе к одежде и косметике (без перебора, конечно), но мы все-таки работаем в кадровом агентстве и можем скорректировать что-то. Если же собеседование проходит непосредственно у работодателя, то кандидаты просто должны иметь представление о деловом стиле, который включает в себя строгую одежду и легкий майк-ап. Понятное дело, что декольте, мини, черные коготки в сетку, «боевой раскрас», грязные вытянутые свитера и засаленные джинсы просто не допустимы.
- Как женщине правильно себя вести если интервьюер симпатичный мужчина?
Какая разница, кто интервьюер, а кто соискатель? Мне кажется, лучший принцип в жизни - «не люби там, где работаешь, и не работай там, где любишь».(Не воспринимать буквально!) Кокетство на работе, и уж тем более на интервью, я отношу туда же.
- К каким вопросам от работодателя нужно быть готовой?
Я уже упоминала некоторые «каверзные» вопросы в самом начале интервью. Могу добавить только, что часто на собеседовании задаются вопросы с психологическим аспектом. Например: «Из-за чего, по-вашему мнению, могут происходить конфликты на работе?» В 99% случаев собеседник ответ проецирует на себя: вспоминает свои конфликтные ситуации или отсутствие таковых. Работодатель легко может сделать вывод о конфликтности или неконфликтности потенциального сотрудника.
Возможно, кому-то могут показаться неожиданными такие вопросы: «Расскажите о самом счастливом своем дне на работе». Или могут попросить рассказать о самом большом успехе или неудаче за всю карьеру.
- Как достойно окончить собеседование?
После вопросов интервьюера обязательно задайте свои собственные вопросы! О зарплате, о распорядке дня, об обязанностях, о соцпакете, о премиях и т.д., - в общем, обо всем, что должно и может интересовать кандидата. Иначе у работодателя может сложиться неправильное впечатление, что соискателю глубоко наплевать на вакансию. Узнав все, что интересует, вежливо поблагодарите, обязательно уточните, когда и каким образом можно будет узнать результат собеседования, ну и попрощайтесь обязательно.
- Каких жестов, слов нужно постараться избегать?
Просто стоит избегать излишней эмоциональности, жаргонов и сленга. Вообще, свои жесты достаточно сложно контролировать, и, тем не менее, бумагу и ручку лучше не теребить, руками не размахивать, в носу не ковырять, слова-паразиты постараться временно забыть.
- Как правильно рассказать о своих недостатках или некомпетентности в каком-либо вопросе, или вообще лучше это скрыть?
Смотря какие недостатки и какая некомпетентность. Допустим, если нужен бухгалтер, знающий 8-ю версию 1С, а кандидат работал в 7-й, то такой незначительный недостаток можно и скрыть, ибо освоить усовершенствованную программу не займет много времени у профессионала. Если же бухгалтер должен уметь консолидировать отчетность и работать в GAAP, а он этого не умеет, то тут его знания 1С 7-й версии не спасут. В общем, надо просто отдавать себе отчет в своих знаниях и возможностях. Если честно, то я считаю, что некоторые мелочи можно скрыть, ибо бывают уж очень принципиальные кадровики, при этом совершенно не разбирающиеся в тонкостях должности. Услышав, как было приведено выше в примере, про 7-ю версию 1С и отсутствие навыков работы в 8-й, они могут просто отказать человеку, хотя эти незнания совершенно не принципиальны.
- Что делать, если тебе постоянно отказывают в работе?
Постараться понять причину отказа и устранить ее. Причину найти несложно. Во-первых, вполне можно понять, на каком именно этапе поступают отказы, и покопаться в себе, пропустить через себя еще раз этот этап.
Во-вторых, можно напрямую спросить у работодателя. Очень часто можно услышать вполне правдивый ответ. Если же устранить причину невозможно, тогда можно, скажем, снизить свои пожелания в зарплате, что может заинтересовать более экономного работодателя.
- На что самой следует обратить внимание в поведении того, кто проводит собеседование, или обстановке, в которой оно проводится, чтобы не попасть в какую-нибудь аферу?
Кандидат должен помнить, что все собеседования проходят бесплатно (за исключением агентств по трудоустройству, где цена четко оговаривается). Поэтому если вдруг на собеседовании вам начнут предлагать что-то за деньги - это явная афера.
Место собеседования тоже важно и должно соответствовать минимальным требованиям потенциальной компании, куда направился кандидат.
Обратить внимание стоит и на количество соискателей, проходящих собеседование. Очень часто в сетевой маркетинг «интервьюируются» толпы народу в расчете на то, что хоть кто-то клюнет.
Работа за какие-то золотые горы в виде вознаграждения в процентах в недалеком будущем, где «все зависит только от вас», тоже попахивает аферой.
Кстати, стоит обратить внимание на телефон в размещенной вакансии: как правило, сомнительные конторы не дают стационарного городского номера телефона для связи.
- Как реагировать на собеседовании на вопросы о личной жизни. Например, "Вы замужем?", "А дети есть?", "А беременеть собираетесь в ближайшее время?" и т.п. И допустимы ли такие вопросы со стороны работодателя?
Абсолютно допустимы. В нашей стране, по крайней мере. Недопустимы вопросы такого характера: «А почему вы еще не замужем?», «А почему у Вас нет детей, у Вас проблемы какие-то?» и т.п..
- Как можно бороться с ущемлением своих прав по какому-либо признаку?
Очень сложный вопрос… Скажем, многие женщины обижаются и считают себя ущемленными по половому признаку, если вместо них взяли на предполагаемую должность мужчину, и они совершенно не допускают того, что, возможно, владельцу компании комфортнее работать именно с мужчиной. Или обстановка в компании такова, что женщине психологически будет трудно. Можно, конечно, бороться с таким «ущемлением» и, в конце концов, получить желаемое место и должность, но потом страдать от дискомфорта и психологического давления.
Вообще, я считаю, что если женщина не смогла убедить работодателя в том, что ее пол/возраст/дети не помеха, и что она будет отличной сотрудницей, то и не стоит биться за «правду» и «справедливость». Значит, работодатель ее просто не «видит» на потенциальной должности. Да и доказать ущемление прав, мне кажется, практически нереально.
- Мария, огромное спасибо за столь интересное и подробное интервью!
Комментарии (9)
о, интересно пригодится. спасибо!
Огромное спасибо за это интервью! Для меня это просто мега - актуальная тема.
Хочу от себя добавить, что когда на меня накатывает волнение перед собеседованием, то я говор. себе: "В худшем случае тебе не возьмут. От этого ты ничего не теряешь" и еще представляю всех присутствующих в кабинете сидящими на унитазах Очень помогает.
Моя компани занимается подбором кадров и оформлением-составлением резюме, если что обращайтесь)))
Спасибо большое за такую помощь, очень пригодиться, я как раз устраиваюсь на работу
да спасибо большое за такую информацию
Большое спасибо за информацию, очень познавательно. Повеселили выдержки из реальных СиВи и рассказы про то, какие фотографии вам присылают-бывает же! ))))
В моей трудовой жизни собеседований было не мало, и почти все запомнились с хорошей стороны.
Скажите, Мария, а в вашей практике не было таких случаев, когда работодатель ищет работников опираясь на какие-то гороскопы, нумерологию или ещё какие-то интересные критерии?
Рада, что мои ответы на вопросы оказались информативны и полезны.
За годы работы в кадровом консалтинге чего только не встречалось, в том числе клиенты просили подобрать кандидатов по гороскопу.
Очень часто работодатель зациклен на какой-то определенной внешности, особенно, если речь идет о подборе секретарей, при этом совершенно без всякого "злого" умысла.
Что касается выдержек из CV, так это я привела в пример только цветочки.
Наше агентство собирает и бережно хранит такие перлы не только из резюме, но и из заявок клиентов. Иногда читаем на досуге и поднимаем себе настроение
Спасибо,все очень полезно!
ой, как информативно Спасибо большое! Занесла в закладки!
как же мне хочется, чтобы я вашими подсказками побыстрее воспользовалась
А мне вот несколько лет назад отказали на собеседовании в работе из-за того, что у меня ребенок только в сад пошел, и у меня некому было с ним сидеть во время болезней