отпуск для игрушек27 Июня 2013 в 11:23
Прочла статью и хочу поделиться ею с вами. Очень схожи мысли автора статьи с теми, которые бродят в моей голове уже больше года. Для счастья ребенку нужно очень мало, в том числе и игрушек. Нам очень много игрушек досталось в "наследство": от кузины и дочки Дашиной крёстной. Покупала я очень мало и в основном развивающие. В итоге оказалось, что интересны лишь пяток игрушек из 125, и игры с ними очень разнообразны.
Вот, к примеру, гуляем. У нас с собой 4 мяча (разных размеров и цветов, чтобы все встречные дети не делили с дочкой один мяч, а выбрали себе по вкусу). Детей нет, дочь играет сама. Большой мяч - папа-мяч. есть мама-мяч и дочки-мячи. Дочки укатились в лес, папа-мяч идет их искать. А потом Даша кормит всех мячей травой. Потом спать укладывает.
А с матрешками какие игры! Они и в домиках-коробках-кастрюлях живут, и на самолете-картонке летают, и платья-салфетки примеряют, и падают - шишки набивают - травинкой надо синяк замазать)))
А игры с пластилиновыми цилиндрами чего стоят! Целая семья цилиндров: папа, мама, дети, тетя! Купаются в бассейне-баранке, спят на пластилиновых подушках, укрываясь пластилиновыми одеялами, катаются на качелях, теряются, под дождь попадают...
В общем, писать можно долго... читайте статью)))
Развитие или счастье?
Эту статью о развивающих игрушках я писала очень долго, пытаясь
соединить свой личный опыт, свои чувства как родителя и те
знания, которые у меня были, в материал под названием «Вот как,
по-моему, надо играть с детьми». Потом я поняла, что делать этого
не надо. Не надо никого ничему учить и превращать живой опыт и
живые отношения в ряд рекомендаций. Пусть лучше будет, как в
жизни - живые люди с одной стороны и умные книжки - с другой,
открытый конец и вопросы без ответа.
... У меня двое детей. И я всегда была, что называется, активной
мамой, то есть старалась дать своим детям самое лучшее. Из того,
что мне казалось хорошим. Мой старший сын родился как раз в
начале бума «развивающих игрушек» и книжек вроде «Растим гения».
Развивающие игрушки быстро стали модой и понравились многим
родителям. Еще бы! Не просто игрушки, а полезная вещь, купил
таких игрушек побольше, дал их ребенку «на, детка, развивайся»- и
ты хороший родитель! Не подумайте только, что это я о других
родителях пишу. Нет, это я исключительно о себе.
Я ведь тоже была захвачена идеей развивающих игрушек. Ходила на
выставки, лазила по специальным сайтам, разговаривала со всеми,
кто мне казался более опытным и продвинутым
родителем/воспитателем, чем я. Осваивая вместе с сыном
развивающие игрушки, я просто вынуждена была «вернуться в
детство» и играть в них сама. Почему? Да потому что он как-то не
стремился в них играть…
И вот мы с ним «играли»: бросали в сортер геометрические фигурки
и называли их (треугольник, овал, круг и т.д.), в рамочки
складывали формы (опять геометрические или - что немного веселее
- фигурки животных).
И я довольно быстро поняла, что лично мне эти игрушки совсем не
нравятся. И я в них играть не хочу. С ними нельзя придумать ни
одной фантастической истории, ни одной живой игры. Их нельзя
любить, прижимать к себе. Понаблюдав за своим сыном, я увидела,
что и он не желает «развиваться» по науке, а все норовит
построить дом, покататься на машинке, поплескаться в луже, забить
вместе с папой гвоздь или вместе с мамой печь пироги или мыть
пол… Из всех игрушек, которые я покупала, сын играл только в
конструктор и машину (знаете, такую, на которой можно кататься,
отталкиваясь ногами от пола).
Я еще по инерции с уважением продолжала относиться к развивающим
игрушкам. И считала себя ленивой мамой, до которой никак «не
дойдет» или которая просто мало старается…И всегда я тосковала,
когда наступало время играть с сыном - и играть не хочется, а
надо, и о себе плохо думаешь....
Но однажды, когда моя знакомая стала жаловаться мне:
«представляешь, купила сыну за безумные деньги развивающий центр,
а он к нему даже не подошел, а вот надувному копеечному шарику
целый день радовался!», я вдруг подумала (тем более, что
развивающий центр был у меня перед глазами), что мальчик прав.
Как в ЭТО можно играть!
Я вспомнила свое детство, свои игрушки и игры…Ничего особенного -
куклы, дочки-матери, магазин, строительство «домушек», игры с
водой, супы и каши из песка и компот из клевера, фантики…Но игры
всегда доставляли мне удовольствие. Понимаете, было приятно
насыпать в кастрюльку песок, лить воду, из спичек и головок
цветов делать дам и кавалеров и устраивать балы, заворачивать
камушки в бумажку и отсчитывать монетки, играя в магазин… И весь
смысл игры был только в том, что она доставляла радость.
Я не помню, чтобы мы СКУЧАЛИ. А мой старший сын явно скучал. И
его приятель тоже. Игрушек у них было море - по сравнению с моим
детством, а игры и живого интереса не было.
И я уже основательно задумалась о том, какие игрушки нужны детям?
Нужны ли они им вообще? И почему эти правильные развивающие
игрушки не делают детей счастливыми, а заставляют их
скучать?
И мне очень захотелось спросить других родителей:
1) В какие игрушки и игры играют ваши дети?
2) Скучают они или нет в окружении игрушек?
3) Чему Ваши дети действительно радуются?
4) Вы никогда не замечали, что дети играют даже без игрушек - с
подручными, что называется, средствами - кастрюлями, корзинами,
тряпочками, шишками, т.е. с любыми предметами? Не приходила вам в
голову мысль, что игрушки, которые мы азартно покупаем (и тратим
на них большие деньги) не очень-то детям нужны или даже совсем не
нужны?
5) Не кажется ли вам, что если учить ребенка тому, что он в своем
возрасте не может/не хочет - значит стараться сделать из него
кого-то, кем он не является, т.е. просто не принимать его таким,
какой он есть. Может, он и приобретет какие-то навыки, но будет
ли он ими пользоваться? и сделает ли его это счастливым?
А счастливым ведь быть очень хочется. Вы заметили, что и дети, и
взрослые счастливы и радуются, глядя на улетающий в небо
шарик?
Психологи и педагоги Германии о жизни без игрушек
¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯
Жизнь без игрушек - звучит довольно грустно, но в реальности это
получается совсем наоборот. Эту идею проверили на практике во
многих детских садах Германии. Результат этого, на первый взгляд
сомнительного, опыта оказался очень позитивным: дети меньше
конфликтуют друг с другом и - к удивлению скептиков - они гораздо
меньше скучают.
Некоторым родителям настолько понравился результат, что они взяли
идею на вооружение и стали устраивать «выходные для игрушек» и
дома. Оказавшись без игрушек, дети становятся - вопреки ожиданиям
взрослых - очень активными, начинают придумывать новые идеи для
игр. Они «включают» фантазию и превращают в игрушки самые обычные
предметы домашнего обихода. Стол, стулья, табуретки, подушки,
скатерти или простыни становятся очень ценными вещами для игры.
Но - и это самое главное - значение партнеров по игре вырастает
невероятно, дети становятся друг другу очень важны.
Идея «игрушки уехали в отпуск» возникла в середине 90-х годов в
Баварии в католических детских садах. Родители встретили эту идею
с большим скепсисом. Она проверялась в нескольких группах,
«отпуск игрушек» доходил до 3 месяцев в году.
Воспитатели детских садов, в которых проводился эксперимент,
установили, что во времена «отпуска для игрушек» дети общаются
друг с другом более заинтересованно, их отношения становятся
более прочными, поэтому дети чувствуют себя в коллективе более
уверенно. Очень позитивно сказываются такие каникулы на развитии
речи. Прогресс именно в этой области наиболее впечатлил
воспитателей и родителей. После проведения эксперимента детей
опрашивали, чего же им не хватало, и они называли, как правило,
кубики, конструкторы Лего и кукол. То есть те игрушки, которые
требуют активности от ребенка. На скуку не пожаловался ни один
ребенок!
Наблюдения воспитателей из баварских детских садов дополняются
опытом вальдорфских детских садов и лесных детских садов (аналоги
наших лесных школ), где готовых игрушек у детей практически нет.
Дети играют на природе с палочками, камнями, каштанами,
платочками и другими подобными «простыми» вещами - и на жизнь не
жалуются.
Идея «каникул для игрушек» - это повод для нас, взрослых, еще раз
задуматься и вспомнить (многочисленные примеры мы находим в
собственной истории и в культуре других народов): для того, чтобы
играть, детям не нужны специальные предметы, все необходимое для
игры - у них внутри.
Игры в догонялки, прятки, пап и мам, кормление кукол, уход за
ними, борьбу, коллективную борьбу (войну) - все знакомые темы
детских игр, общие с животными. Поэтому дети так легко находят
общий язык и играют со щенками, котятами, козлятами. Увлечение
строительством примитивных настилов, шалашей, тяга к пещерам,
дуплам («игры в домушку») - это уже чисто человеческая врожденная
программа. Подготовленные взрослыми сооружения нравятся детям
намного меньше, чем те неподходящие с точки зрения взрослого
предметы, которые дети находят в природе или своем окружении
сами.
Елена Дранова
Комментарии (14)
Отличная статья Ведь оно так и есть.У нас у Андрея(старшего) было очень много игрушек, а играл он сними неохотно,в основном в ходу были пара-тройка машин,мячи машина-каталка и конструктор Полесье,а остальное как-то всё очень быстро было сломано и выкинуто.Димке я не стремилась брать много игрушек,для меня было главное качество и как в это можно играть.Их мягких купили всего одну(выбрал сам,я хотела очень забавного ,на мой взгляд ,жирафа,а ему приглянулся Лисенок,играет уже 2 года с ним),развивайки тоже брали,но как только он их осиливал,интерес к ним быстро угасал.Когда ездили на дачу,первые разы набирали пакет игрушек,теперь не берем ни одной,так как пакет так и остаётся нетронутым,всякие камушки,веточки и прочее гораздо интереснее
развивалки действительно одноразовые. собрал, понял суть и все.. мы сейчас сортер используем как формочки из мягких игрушек тоже минимумом пользуемся, они вообще нефункциональны - грязнятся, мыть их в луже нельзя, фломастерами красить тоже не ездят, не катаются...
а что за конструктор Полесье?
у нас типа такого,остался ещё от АНдрея.Наподобие Лего(его нам не купить)
о, у нас остатки от племяшки моей, только-только начала дочка осознанно с конструктором этим играть - классная вещица!!!!!
лего не купить - почему? дорогой очень?
Да, у нас очень дорого,от 500 рублей очень маленький конструктор из которого мало что соберёшь
я за 500 р. даже не видела, от 800р.
ну и пока нецелесообразным считаю покупать - два набора кубиков (большие пластмассовые и маленькие деревянные) и подобный набор "Полесье" у нас есть. И машинок много, и маленьких игрушек тоже. Думаю, мы и так прекрасно обойдемся
так у нас за 500 там 1 зверушка и 4 кубика .У нас тоже 2 набора больших кубиков пластмассовых(омский конструктор),там ещё прямоугольники ,арки,башенки,шарики
всего лишь? а куда мне строиться с этими 4 кубиками? фигею от цен....
да, у нас тоже такой. замки получаются классные!!! и огроменные!
Тоже согласна с автором статьи. Часто замечала, что с какой-нибудь резиновой крысой или копеечным щариком доча разыгрывала целые представления. А одно время любимой игрушкой была птичка Клювик, которую папы сделала из маминого ремня. В папу, маму и малыша у нас превращаются карандаши, цветные колпачки от ручек. А когда и этого нет - пальчики Ну а на улице вообще простор для фантазии с палочками, листочками, цветочками и т.д. Правда, не могу сказать, что у нас много игрушек, мы как то на книги больше налегали.
у нас книг тоже море
пальчики - это да! и самолетики, и трактора
палочки еще нравятся деревянные - как от эскимо. я купила набор разноцветных палочек. зеленая - зеленка - мажем синяки. оранжевая - йодная палочка. Потом палочки превращаются в мороженое, а дочь - в мисс Крольчиху-мороженщицу мостик строим. дорожку. самолетик.
Отличная статья мая дочку играет с игрушкей только первый 10 минут кoгда ещо новае, ну есть любимая зайка с кем спит, играет и постоянно обнимает и целует
с мамой играть веселее))))
ну да, и не только ей мне тоже весела сней играть