Для родителей.26 Января 2012 в 00:25
Семь правил, выполнение
которых поможет родителям
развивать
самостоятельность ребенка.
1. Включать ребенка в такую деятельность, где он может добиться
успеха, и не требовать выполнения пока еще трудного для него или
неопределенного задания.
2. Постепенно расширять круг достижений ребенка, поощряя и
поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая
необходимым "правилам игры" (естественным ограничениям и
запретам, которые ребенку понятны и ).
3. Помогая преодолевать трудности, не делать за ребенка то, что
он уже может делать сам. ("Вместе" с ребенком, а "не вместо"
него).
4. Позволить ребенку принимать самостоятельные решения и отвечать
за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства
ответственности и внутренней дисциплины.
5. Подсказать ребенку, когда он может помочь кому-либо, защитить
более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т.п., чтобы он
получал опыт самоутверждения в роли дающего (умение отдавать -
признак позитивной силы).
6. Поддерживать в ребенке чувство самоценности и уверенности в
себе всегда, даже в ситуациях критики или запрещения его
нежелательных действий (плохой поступок, а не сам
ребенок).
7. В любой ситуации оставаться прежде всего любящими родителями,
в чутком отношении которых - главный источник душевных сил
ребенка, его успешного психического развития.
Вместо заключения
Человек как личность формируется в основном уже к 5-6-ти годам. А
в отношении развития некоторых способностей "после трех уже
поздно" (Именно так, например, назвал свою книгу Масару Ибука -
создатель известной фирмы "Sony" , который в силу личных
обстоятельств посвятил много времени и сил изучению и
практическомупреодолению проблем патологии раннего развития.
Вместе с тем, человек может развиваться и совершенствоваться всю
свою жизнь до глубокой старости. Главное, чтобы у него было
желание изменять себя, творческое отношение к жизни и уверенность
в своих силах. Фундамент такого позитивного, созидательного
отношения личности (как основа её будущей успешности)
закладывается в раннем детстве, когда все еще только
начинается.
Поэтому лучшее, что могут дать родители своим детям - это
возможность с раннего детства поверить в свои силы (!) и
постоянно расширять (!) область своей реальной, практической
самостоятельности. Подтверждая тем самым, что они способны быть
ответственными и успешными, что они действительно могут "строить"
свою жизнь, а не влачить в ней жалкое - пассивное и зависимое -
существование.
---------------------------------------
"Мальчики и девочки - два разных мира"
Физиологическая сторона восприятия тоже несколько различается у
мальчиков и девочек.
Показано, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше,
чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму.
В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность,
т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более
отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще
опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои
«богатства» - кукол, тряпочки - и играют в ограниченном
пространстве, им достаточно маленького уголка.
Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг
за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом
все предоставленное им пространство.
Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной
системы.Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от
девочек, для их полноценного психического развития требуется
большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в
горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают
по лестницам, забираются на шкаф. Если попросить детей нарисовать
план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают
большее пространство, умещают большую площадь, больше улиц,
дворов, домов.
Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок
- период врабатываемости - у детей зависит от пола. Девочки
обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень
работоспособности. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя
смотрят редко.
У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше
развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, их
биологический возраст выше. Они оттесняют мальчиков физически и
«забивают» их в речевом плане. Но их ответы более однообразны, их
мышление более однотипно. Среди мальчиков больше вариантов
индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их
внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в
словах.
А каковы особенности эмоциональной сферы мальчиков и
девочек?
Опрос воспитателей и учителей относительно индивидуальных
особенностей поведенческих характеристик детей дает возможность
считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны,
беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, нетерпимы, неуверенны в
себе и даже более агрессивны, чем девочки. По-видимому, в
большинстве случаев это действительно так. Однако, надо иметь в
виду, что наше видение ребенка не всегда объективно отражает то,
что есть на самом деле.
Сравнив характеристики, которые давали одному и тому же ребенку
родители (почти исключительно мамы, а не папы) и воспитатели
(тоже женщины) - расхождения были весьма значительными и разными
для мальчиков и девочек.
Так, мальчиков родители часто считают неэмоциональными, когда
воспитатели отмечают их повышенную эмоциональность. В то же время
при оценках эмоциональности девочек характеристики и мам, и
воспитателей совпадают. Но родители часто считают тревожными
девочек тогда, когда ни воспитатель, ни психолог тревожности у
них не отмечают. У мальчиков встречаются лишь обратные случаи,
когда психолог говорит о том, что мальчик очень тревожен, а
родители с полной уверенностью заявляют, что их сыну такое
качество не свойственно.
Значит, родители склонны несколько завышать эмоциональность
дочерей, видимо потому, что она проявляется в их речи и более
наглядна, и не замечать эмоциональных переживаний сыновей. То
есть родители обычно хуже понимают внутренний мир мальчиков.
Даже такие, казалось бы, наглядные черты поведения, которые мы
обычно связываем с понятиями «быстрый» или «медлительный»
ребенок, по-разному оценивают родители и воспитатели. Если в
отношении девочек они однозначны, то мальчики в глазах родителей
чаще излишне медлительны, хотя воспитатели считают их быстрыми.
Правда, иногда, наоборот - именно воспитатели жалуются на
медлительность мальчиков, а их родители считают, что их сыновья
очень подвижны и быстры. То есть и здесь разногласия касаются
почти исключительно мальчиков.
------------------------------------------------------------------
Возможные виды наказаний для
малышей.
√ Уберите предмет спора: «Если ты не можешь играть с кубиками
так, чтобы не стучать ими, ты не получишь их до завтра».
√ Выражайте недовольство действиями, а не только словами.
Выражение вашего лица и тон должны убедить ребенка, что он
испытывает ваше терпение.
√ Приберегайте серьезные угрозы для значительных провинностей.
√ Угроза лишить ребенка вечерней сказки может стать суровым
наказанием, если ребенок дорожит временем, проведенным с вами
перед сном.
√ По возможности прибегайте к менее строгим
наказаниям.
Задумайтесь часто ли вы машинально произносите слово «нет».
√ Иногда мы бываем настолько поглощены своими заботами, что не
замечаем своего равнодушия.
√ Если вы добиваетесь сотрудничества, формулируйте вопрос
позитивным образом и предлагайте незначительный выбор: «Мы идем в
магазин. Что ты возьмешь с собой - мишку или
машинку?"
√ При этом ребенок понимает, что у него нет времени на споры о
том, идти в магазин или нет.
√ Постарайтесь расслабиться и не обращать внимания на некоторые
проступки ребенка.
√ Если вы будете пристально следить за каждым шагом ребенка и к
любой провинности относиться, как к катастрофе, у ребенка с
возрастом выработается заниженная самооценка, и он будет со
страхом смотреть на окружающий мир.
--------------------------------------------------
Если ребенку делают замечания посторонние люди, обучите его
заклинанию: «Мой папа утверждает, что не всякое оценочное
суждение должно служить модификатором
поведения».
Оно действует аналогично заклинанию «Остолбеней!». Причем без
побочных эффектов.
Комментарии (3)
Заклинание понравилось )))Надо запомнить.