Как помочь ученику выполнять домашние задания.20 Сентября 2011 в 10:06
автор Луговская Юлия http://orangefrog.ru/kak-pomoch-ucheniku-nachalnoj-shkoly-vypolnyat-domashnie-zadaniya-bystro-i-akkuratno/#more-1754
Конечно, заголовок поста получился излишне утопичный. Но все-таки
что-то сделать можно. Прежде всего, перестать рассказывать
животрепещущие истории "не будешь делать задания - станешь
дворником", испытывать терпение совместным сидением над
учебниками и предавать память собственного детства, убеждая что
прописи - это просто и интересно. Слов "это твой долг", "мы ходим
на работу, а твоя работа школа" (интересно, хотите ли вы сами так
работать - по чужой указке и бесплатно), "жизнь вообще трудная
штука" лучше вообще избегать. А что же делать?
1.В теории хорошо придумано: у дошкольников ведущая деятельность
игра, у школьников - учеба. Но от того, что 1 сентября детей
оторвали от кукол и усадили за парты, переключатель с игры на
учебу у них не сработает. Некоторые дети и вовсе не желают
переключаться. Ругать и убеждать их бессмысленно, лучше давать
как можно больше возможностей доиграть. И выполнение домашнего
задания вполне может стать поводом для игры. Пусть ребенок
вычисляет секретные коды или координаты базирования ракет. Пусть
переписывает шифровки и запоминает секретную информацию.
Чередуйте экзамены в школу спецагентов с выполнением боевых
заданий, погонями, спасательными операциями.
2.Когда не хватает сил на превращение уроков в игру, ограничьтесь
небольшими интересными дополнениями, идеями, способными вдохнуть
жизнь в ежедневную рутину. Может быть заполняемые строчки
прописей - это набегающая на берег волна? Или вырытый туннель? А
безличные цифры в примерах - вырастающие и срываемые с
чудо-деревьев конфеты? И что это за безличная Маша в учебнике?
Может это та самая Маша, с которой познакомились летом на
море.
3.Если ребенок сидит над заданиями по 3 часа - имеет смысл
назначить какие-то бонусы за скорость. Успел все сделать за 2
часа - награда (лучше нематериальная - совместная игра, какое-то
занятие с родителями). Успел за час - двойная награда. При
необходимости определите бонусы за аккуратность или отсутствие
ошибок.
4.Расскажите ребенку, как есть "слона по частям". "Съел" ухо и
немного поиграл. Пока обед стыл - "съел" маленький хвостик. И
после обеда еще чуть-чуть закусил слонятиной и побежал гулять. А
по приходе с прогулки доделал остальное, тем более что совсем
немного осталось. Если слона жалко - можно есть динозавра. Или
строить замок - стена, одна башня, другая, ворота - и пора
поднимать победный флаг. Этот способ не только помогает быстро, и
даже с азартом делать задание, но и снижает инертность ребенка,
привыкшего долго раскачиваться, прежде чем взяться за
уроки.
5.Еще один способ с разделением на части. Нарежьте на крохотные
кусочки яблоко, морковь, бутерброд, печенье или другую, по
возможности полезную, но любимую еду. И пусть ребенок за
выполнение каждого фрагмента задания - решение примера, строчку в
прописях - съедает угощение.
6.Если есть возможность - предоставляйте ребенку хоть какую-то
свободу выбора. Сделать меньше, но красиво/быстро. Идите на
мелкие уступки, чтобы было выполнено главное. Если задание нельзя
не сделать (ребенок переживает из-за невыполненных уроков), пусть
ваши уступки заключаются в том, что часть работы вы сделаете
вместе.
7.Устраивайте для ребенка соревнования с самим собой. Выберете
параметр, который вас больше всего беспокоит - скорость,
аккуратность, ошибки по невнимательности. Замеряйте каждый день
сколько времени заняло задание (было помарок, ошибок). Можно
чертить графики, радоваться наглядным изменениям и даже устроить
праздник в честь первых улучшений.
8.Ищите за что похвалить ребенка. В жутких каракулях найдется
хоть одна нормальная буква - отметьте ее. И пример без ошибок, и
аккуратно выполненное задание. Одним детям быстро дается
овладение грамотой, другим не очень, кто-то внимателен и
аккуратен, а кто-то нет. Но у каждого ребенка можно увидеть
прогресс в обучении. И ваша задача его обнаружить и показать, что
не напрасно трудился, есть достижения. И хорошо бы всегда помнить
самим и научить ребенка, что никакие оценки, никакой чужой пример
не имеют значения. Важно лишь то, как он с каждым днем растет над
собой.
9.Подумайте сами и увлеките ребенка поиском оптимальных методов
расчета, хитрыми способами выполнения заданий. В начальной школе
мало поводов для усовершенствований, но тем радостнее если они
вдруг обнаружатся.
10.Примите право ребенка возмущаться, жаловаться на скуку, ныть.
Признайте, что он прав и расскажите, какие уроки вам в детстве не
нравились, а какие казались интересными. Вместе пофантазируйте,
как можно было бы улучшить ситуацию. И попробуйте предсказать,
что было бы если бы все скучные уроки выкинуть из школьной
программы. Быть может полученных положительных эмоций от такого
общения ребенку хватит, чтобы очередной раз преодолеть себя и
сесть за уроки. Но если нет - изредка можно написать учителю
записку, с каким-то оправданием невыполненных уроков (и это
лучше, чем заставлять ребенка оправдываться самостоятельно или
бояться, что его будут ругать). Пусть ребенок знает, что вы на
его стороне.
Для корректного отображения сначала введите текст, а потом поставьте смайлики.