Как помочь ученику выполнять домашние задания.20 Сентября 2011 в 10:06
автор Луговская Юлия http://orangefrog.ru/kak-pomoch-ucheniku-nachalnoj-shkoly-vypolnyat-domashnie-zadaniya-bystro-i-akkuratno/#more-1754
Конечно, заголовок поста получился излишне утопичный. Но все-таки
что-то сделать можно. Прежде всего, перестать рассказывать
животрепещущие истории "не будешь делать задания - станешь
дворником", испытывать терпение совместным сидением над
учебниками и предавать память собственного детства, убеждая что
прописи - это просто и интересно. Слов "это твой долг", "мы ходим
на работу, а твоя работа школа" (интересно, хотите ли вы сами так
работать - по чужой указке и бесплатно), "жизнь вообще трудная
штука" лучше вообще избегать. А что же делать?
1.В теории хорошо придумано: у дошкольников ведущая деятельность
игра, у школьников - учеба. Но от того, что 1 сентября детей
оторвали от кукол и усадили за парты, переключатель с игры на
учебу у них не сработает. Некоторые дети и вовсе не желают
переключаться. Ругать и убеждать их бессмысленно, лучше давать
как можно больше возможностей доиграть. И выполнение домашнего
задания вполне может стать поводом для игры. Пусть ребенок
вычисляет секретные коды или координаты базирования ракет. Пусть
переписывает шифровки и запоминает секретную информацию.
Чередуйте экзамены в школу спецагентов с выполнением боевых
заданий, погонями, спасательными операциями.
2.Когда не хватает сил на превращение уроков в игру, ограничьтесь
небольшими интересными дополнениями, идеями, способными вдохнуть
жизнь в ежедневную рутину. Может быть заполняемые строчки
прописей - это набегающая на берег волна? Или вырытый туннель? А
безличные цифры в примерах - вырастающие и срываемые с
чудо-деревьев конфеты? И что это за безличная Маша в учебнике?
Может это та самая Маша, с которой познакомились летом на
море.
3.Если ребенок сидит над заданиями по 3 часа - имеет смысл
назначить какие-то бонусы за скорость. Успел все сделать за 2
часа - награда (лучше нематериальная - совместная игра, какое-то
занятие с родителями). Успел за час - двойная награда. При
необходимости определите бонусы за аккуратность или отсутствие
ошибок.
4.Расскажите ребенку, как есть "слона по частям". "Съел" ухо и
немного поиграл. Пока обед стыл - "съел" маленький хвостик. И
после обеда еще чуть-чуть закусил слонятиной и побежал гулять. А
по приходе с прогулки доделал остальное, тем более что совсем
немного осталось. Если слона жалко - можно есть динозавра. Или
строить замок - стена, одна башня, другая, ворота - и пора
поднимать победный флаг. Этот способ не только помогает быстро, и
даже с азартом делать задание, но и снижает инертность ребенка,
привыкшего долго раскачиваться, прежде чем взяться за
уроки.
5.Еще один способ с разделением на части. Нарежьте на крохотные
кусочки яблоко, морковь, бутерброд, печенье или другую, по
возможности полезную, но любимую еду. И пусть ребенок за
выполнение каждого фрагмента задания - решение примера, строчку в
прописях - съедает угощение.
6.Если есть возможность - предоставляйте ребенку хоть какую-то
свободу выбора. Сделать меньше, но красиво/быстро. Идите на
мелкие уступки, чтобы было выполнено главное. Если задание нельзя
не сделать (ребенок переживает из-за невыполненных уроков), пусть
ваши уступки заключаются в том, что часть работы вы сделаете
вместе.
7.Устраивайте для ребенка соревнования с самим собой. Выберете
параметр, который вас больше всего беспокоит - скорость,
аккуратность, ошибки по невнимательности. Замеряйте каждый день
сколько времени заняло задание (было помарок, ошибок). Можно
чертить графики, радоваться наглядным изменениям и даже устроить
праздник в честь первых улучшений.
8.Ищите за что похвалить ребенка. В жутких каракулях найдется
хоть одна нормальная буква - отметьте ее. И пример без ошибок, и
аккуратно выполненное задание. Одним детям быстро дается
овладение грамотой, другим не очень, кто-то внимателен и
аккуратен, а кто-то нет. Но у каждого ребенка можно увидеть
прогресс в обучении. И ваша задача его обнаружить и показать, что
не напрасно трудился, есть достижения. И хорошо бы всегда помнить
самим и научить ребенка, что никакие оценки, никакой чужой пример
не имеют значения. Важно лишь то, как он с каждым днем растет над
собой.
9.Подумайте сами и увлеките ребенка поиском оптимальных методов
расчета, хитрыми способами выполнения заданий. В начальной школе
мало поводов для усовершенствований, но тем радостнее если они
вдруг обнаружатся.
10.Примите право ребенка возмущаться, жаловаться на скуку, ныть.
Признайте, что он прав и расскажите, какие уроки вам в детстве не
нравились, а какие казались интересными. Вместе пофантазируйте,
как можно было бы улучшить ситуацию. И попробуйте предсказать,
что было бы если бы все скучные уроки выкинуть из школьной
программы. Быть может полученных положительных эмоций от такого
общения ребенку хватит, чтобы очередной раз преодолеть себя и
сесть за уроки. Но если нет - изредка можно написать учителю
записку, с каким-то оправданием невыполненных уроков (и это
лучше, чем заставлять ребенка оправдываться самостоятельно или
бояться, что его будут ругать). Пусть ребенок знает, что вы на
его стороне.





2009-2025. Все права защищены.
Для корректного отображения сначала введите текст, а потом поставьте смайлики.